/ ИСТОРИИ, ДАНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ

Дания. Часть вторая. Датчане

Вот вам мой краткий рассказ про Данию.

В Дании живет 5 миллионов счастливых и трудолюбивых датчан, в своих рассыпанных по полям одноэтажных домиках. Высшая точка Дании – 173 метра. Климат морской, большую часть времени ощущаешь себя железнорожденным из Игры Престолов.

Wind in Denmark

Историю датского народа можно разбить на 3 эпохи: до викингов, викинги и после викингов. До викингов племена данов развлекались тем, что пахали поле и играли в настольные игры. Потом им надоело, и они пошли грабить соседей. В период с 8 по 11 века они успели несколько раз разграбить Париж, Гамбург, захватить Англию, доплыть до Америки, напасть на Константинополь, освоить Ирландию, Исландию и другие острова. Кроме того, согласно Норманской теории, с какой-то вероятностью именно датчане в период их викингской экспансии стоят в корне семейного древа Логинсов и Соловьёвых. В эпоху после викингов датчане подобрели, изобрели лего, обувь ecco, и построили красивый мост.

Bridge

Но и сегодня каждый датчанин в душе — викинг. И не только в душе: средний датчанин по величине равен среднему русскому в масштабе 1.5:1, с длиной светлой бородой с бусинками. Утверждается, что в рабочие дни с 8 до 16 часов средний датчанин усердно работает, хотя мой опыт показывает, что работа начинается часов в 9 - 10. С 12 до 13 — перерыв на обед, и мы получаем пятичасовой рабочий день. После работы средний датчанин идет играть в настольные игры в кругу самых близких друзей. Они придерживаются политики “лучше иметь немного хороших друзей, чем много знакомых”, поэтому вкладывают свое свободное время в 1 - 5 самых близких друзей, с которыми они еще в детский сад вместе ходили, и, как правило, дополнительных знакомств не ищут.

Alvis-Viking

Кухня. Отсутствует. Точнее, датская кухня почти полностью олицетворяется праздничным датским тортом, который называется Kagemand. Это огромный человечек из марципана, лежащий на булке с сахарной джемоподобной начинкой, посыпанный желе с лакрицей и другими фруктовыми вкусами. По периметру обязательно вставлены датские флажки на палочке. Подается под хоровой клич датчан, именинник посыпается конфетти из маленьких датских флажочков.

Датчане — лютеране. Но я религии коснулся только в двух местах. Во-первых, при заполнении налоговой декларации необходимо указать не лютеранин ли ты. Если ответ положительный — тогда с тебя возьмут налог за посещение церкви. Во-вторых, в городе есть всего 2 церкви, но зато в каждый дом периодически заглядывают женщины с детьми или парни в костюмах, предлагая познать Иисуса. Мой коллега рассказывал, что когда он приехал в Ольборг, никого не знал и было не с кем поговорить, так что он на них отыгрывался, приглашал на чай и беседовал о жизни.

Датский язык для меня похож по созвучности на немецкий, хотя на самом деле они совсем разные. Я бы хотел сказать, что они очень похожи на норвежский, но к норвежскому я имею еще более отдаленное отношение. За время пребывания здесь я выучил несколько слов:

  • “хей” — привет
  • “хей хей” — пока
  • “спар” — скидка
  • “писькефлод” — сливки
  • “оль” — пиво. Букву “о” надо говорить так, как будто ты умираешь от жажды и глотаешь его литрами, издавая характерное бульканье. Тоесть оно больше похоже на “буль” чем на “о”. У них есть специальный символ для этого — знак пустого множества.

В датском нет слова “пожалуйста”. Это создает некоторые ограничения и, разумеется, частично отражает культуру. Если хочешь заказать пиццу в ресторане, ты должен говорить не “дайте пиццу, пожалуйста”, а “хочу пиццу”, и стукнуть по столу. Они это любят, особенно пьяные. Если ты обращаешься к очень важной персоне и хочешь, например, попросить встретиться, то ты должен сказать, что ты хочешь встретиться, и спросить не хочет ли он или она к тебе присоединиться. Единственное исключение — королева Дании. Для нее есть специальное слово, аналог “пожалуйста”.

О главном. Девушки в Дании в основном делятся на 3 категории: страшные, страшные и большие, страшные большие и толстые. Возможно кто-то сейчас подумал “ох ну у нас тоже красивых поискать надо”. Здесь не так. Здесь на протяжении веков викинги селекционно выбирали самых внушительных женщин, пока каждый датский ген не стал нести в себе информацию об избытке веса. Только находясь здесь действительно понимаешь, почему Дания впереди планеты по толерантности к геям, потому что при виде датских девушек в мозгу просыпаются такие глубокие участки эстетического отвращения, о которых раньше и не подозревал. Они как лакрица в мире рафаэлок, как Fiat Multipla в мире Porsche. Ну вы поняли.

В пятницу и субботу датчане высовываются из своего круга общения чтобы сходить в магазин. Для города в 100 тысяч населения местные магазины поражают своей роскошью и разнообразием. Сложно себе представить Старбакс в каком-нибудь Глазове или Витебске. И не из-за торгово-политических отношений, а из-за покупательной способности граждан. В 2009 году одно из европейских статистических агентств окрестила Данию самой дорогой страной Европы. Здесь такие бренды как Tommy Hilfiger, Lacoste, Hugo Boss и сотни других мне неизвестных находятся в пределах одной сигмы нормального распределения цен.

Логичный вопрос: откуда у них столько денег? Работают мало, страна маленькая. Награбленное наследие викингов? Статья в википедии приводит некоторое количество интересных чисел на этот счет, я здесь процитирую. Низкая инфляция (2,4 %) и безработица (5 %). Большой профицит в платёжном балансе (в 2004 году $ 4,14 млрд). Запасы газа и нефти. Сильное и прибыльное производство хай-тек. Высококвалифицированная рабочая сила. Ведущие отрасли: металлообработка, машиностроение, особенно судостроение, электротехническое и радиоэлектронное, пищевая, химическая, целлюлозобумажная, текстильная. Самый дорогой бренд Дании — Лего, стоит существенно больше, чем самый дорогой бренд России — Сбербанк. Короче, ответ такой — работают мало, но эффективно.

Организация времени. Я не знаю, дело ли в Датчанах или специфике возраста моих коллег, но однажды заговорили о том, как планировать лучше, как улучшать продуктивность. Планируют каждый шаг, каждую минуту. Коллега в этом семестре будет проводить курс. Курс занимает 3 полных дня. Курс для сотрудников, по базам данных. Участие в этом курсе стоит 6000 крон, что равняется почти тысячи евро. Так вот, нельзя просто так взять и сказать “братан, мне интересно, можно я приду послушаю?”. Можно, за 6000 крон. Зато можно с ним бесплатно поиграть в бадминтон. Приходится пересматривать слово “социализация” в данным контексте.

Кровно заработанные деньги датчане честно распределяют между всем населением страны. Серьезно. В Дании правит социализм, в экономическом и культурном отношениях. Здесь все равны: последняя уборщица будет получать столько же, сколько профессор в университете или директор крупной компании. Если директор вынужден получать больше, то в обществе не принято каким-либо образом это показывать. Одежда должна быть невыдающейся, машины — маленькими и экономичными, дома — простыми и врастающими в землю, как норки хоббитов. Кстати, в барах и на вечеринках девушки одеваются в исключительно черное. Барабанщик известной группы Metallica — датчанин. И знаете что? Всей нации стыдно за этого выскочку. Или, например, если тебе в жизни “не повезло”, и ты стал табачным магнатом, как вариант выхода из положения — создать фонд, из которого будут спонсироваться различные социальные организации. Например, исследования навигационных алгоритмов, которыми я сейчас занимаюсь.

Если совесть в тебе не проснулась, то на помощь придет датская система налогооблажения и профсоюзов. Ее можно охарактеризовать так — тотальное сумасшествие. Для аспиранта налог на стипендию по-умолчанию — 45%. Если ты хочешь получать датскую пенсию, тогда к этому добавляется 17.5%. Если ты ходишь в церковь — еще чуть-чуть. Если у тебя есть компьютер или телевизор и ты еще не знаешь, как это скрыть — еще 200 евро в месяц. Если ты гонишь дома алкоголь более 20% (не редкость) — плати с него налог. Если ты производишь что-либо, пусть собираешь журавликов из бумаги, но больше какого-то количества “для частного пользования” — плати. При этом если ты что-либо продаешь, то еще должен стать членом одного из монопольных датских профсоюзов. Потому что если ты этого не сделаешь, или если им не понравятся твои слишком низкие цены, или им не понравятся национальность твоих сотрудников, тогда они пришлют бригаду тебе на дом и просто его “заблокируют”. Это значит, что они опишут твой дом (офис, магазин) без возможности как-либо туда попасть, что-либо внести или вынести, пока ты не согласишься с их правилами, которые, между прочим, могут явно противоречить законам или здравому смыслу. Так, например, по совершенно непонятным причинам в Дании профсоюзы держат цены на такси. Стоимость поездки из центра города в аэропорт, которая занимает 5 минут на машине и 13 минут на велосипеде, составляет 300 крон, т.е. около 40 евро. 40 евро. Убер признали нелегальным. Потому что мы — профсоюз, вот почему. А если ты хочешь купить свою машину — заплати 100% ее стоимости в качестве “зеленого” налога, если только ты не покупаешь теслу (поэтому в Дании очень много тесел и подобных). Мой коллега немец сказал, что в Германии суммарно можно купить 2.5 хороших машины за одну датскую машину класса эконом, включая ее регистрацию. Разумеется, водить незарегистрированные машины нельзя.

При этом доходы любого гражданина абсолютно прозрачны. Каждый банк обязуется предоставить выписку со всех твоих денежных перечислений при первом запросе. Возможно, при запросе из госслужб России Сбербанк тоже предоставит любые данные, но здесь это происходит в порядке вещей, ежемесячно, с вежливым уведомлением клиентов. Кроме того, частные лица тоже могут запросить информацию о финансовом положении своего соседа.

Я сейчас живу с датчанином Фредериком, первокурсником. Он как раз бросил университет, потому что “это не его”, и сейчас сидит играет в ВоВ, ожидая следующего учебного года. Он очень удивился, когда узнал, что в России какие-то продукты могут быть недоступными по цене. Кстати он, как и абсолютно любой датчанин, прекрасно говорит по-английски. Это удивительно. И все из-за того, что у них не принято переводить фильмы или сериалы. Так вот Фредерик, или просто Федя, рассказывает о глобальных проблемах. В то время, как в России из 4 млн рублей обычно около 80% пропадает где-то в верхних слоях бюрократического аппарата, в Дании очередные 4 млн евро иногда просто не туда тратятся. Например, выделили эти миллионы на железную дорогу, и проблема в том, что начали чинить вагоны, а не купили новые. Теперь все недовольны. Ну действительно, безобразие.

Немного об образовании. В Дании чисто западная система образования. Моя коллега из Китая говорит, что только когда у нее появились двое детей и она начала читать им детские книги, смогла как-то осознать всю фундаментальность различия в образовании и воспитании детей. Маленьких викингов ростят свободными людьми, которые не боятся радикально изменить свою жизнь в любом возрасте. Им не говорят что надо делать, что не надо делать, им ничего не указывают, и их не гонят делать выбор чем заниматься. Вообще. В стране, где продавец бургеров зарабатывает больше двух тысяч евро, никто не боится им стать. В Китае и России в 17-18 лет ты уже подразумеваешься серьезным в своих намерениях, и поступая на ФОПФ рассказываешь, как каждый день спишь и видишь себя у микроскопа в Черноголовке, исследующего фазовые переходы каких-то какашек. В Дании в 34 года с опытом свободного музыканта ты приходишь с покерфейсом на факультет информатики и говоришь “хочу быть IT специалистом”. У меня в группе второкурсников, в который я преподаю, из шести человек — двое таких. И им безумно рады! Потому что этот факультет получит от министерства за каждого. Именно поэтому в университетах появляются такие специальности как “медиа-ИТ специалист” или “специалист по социальному взаимодействию компьютера и человека”. Именно поэтому в учебнике по объектно-ориентированному программированию к этим курсам схемы выглядят как иллюстрации к детской сказке.

Именно поэтому если студент учится дольше одного семестра — он действительно мотивирован. Я был смущен и подавлен, когда первый раз в кругу студентов прочел в их глазах, насколько они серьезно настроены относительно своей новой специальности. Это вообще не то, чего я ожидал от второкурсника. В глазах второкурсника на Физтехе читается, как он весь первый курс не спал и весь второй курс рушились его детские мечты на нобелевскую премию, личную жизнь и нормальную зарплату. Это глаза с синяками наркомана, в обрамлении блестящих от жира волос на голове, мертвецки воняющей футболки с енотом и шаурмой в руке. Глаза датского студента похожи на глаза тех предпринимателей, которые, имея миллионный бизнес за спиной, приезжают в Сколтех послушать о современных технологиях и применить их в своем деле.

И все это не значит, что качество образования низкое. Нет, есть “чистые программисты”, которые программируют лучше чем любой аспирант из моего окружения. К тому же, мотивация подкрепляется датским законодательством, которое гласит, что, во-первых, ты можешь получить деньги на ровно один бакалавр, один магистр, и т.д., что значит, если ты проучился семестр биологом и потом перепоступил на инженера, то будь добр заплати за один семестр, который ты уже проучился где-то еще. Во-вторых, если ты уже получил бакалавр, то ты вообще не можешь менять направление. Выбор сделан, ты не можешь поступить на переводчика если ты имеешь степень по экономике. Тоесть ты мог иметь опыт работы менеджером или продавцом последние 15 лет, но закончить высшее образование можно только по одной специальности.

У Датчан есть 10 правил, которые называются “Janteloven” (Закон Янте). Они полностью отражают всю их культуру, и культуру скандинавских стран вообще. Это неформальные законы жизни, правила настоящего датского джентльмена. Если назвать датчанина “джантеловеном”, то он порадуется и примет это как комплимент. Эти правила были написаны датским (норвежским) писателем Акселем Сандемусе в 1933 году. Вот эти правила:

  1. Не думай, что ты особенный
  2. Не думай, что ты настолько же велик, как мы (в том же социальном положении, на том же уровне, что и мы)
  3. Не воображай, что ты умнее нас
  4. Не думай, что ты лучше нас
  5. Не думай, что ты знаешь больше нас
  6. Не думай, что ты важнее нас
  7. Не думай, что ты на что-то годишься (что-то способен делать)
  8. Не смейся над нами
  9. Не думай, что нам (кому-то) есть до тебя дело
  10. Не думай, что ты можешь нас чему-то научить

Свобода, равенство, независимость.

На последок немного философии. Дания — самая счастливая страна, а Ольборг — самый счастливый город в Дании, по мнению очередного европейского статистического агентства. Один мой друг, местный статист, родом из Чили, сказал, что его заинтересовали эти результаты и он немного углубился, задавшись вопросом — как его мерили? Ответ, как и следовало ожидать, заключался в сравнении экономических показателей и социальных благ, предоставленных государством. В Дании бесплатная медицина отличного качества, бесплатное образование, огромные пенсии, большие зарплаты, все улицы вылизаны, в каждом туалете есть туалетная бумага и отдельные мешочки для прокладок.

Но вот несколько забавных фактов про Данию, и вообще про скандинавские страны. Здесь есть такие агенства, которые берут с пенсионеров деньги за то, что уведомляют их родных о факте их смерти (от старости) и просят заполнить необходимые бумажки. Поэтому ежедневно в больницы приходят сотрудники агенств со списком “клиентов” и спрашивают: “так, этот еще жив? а этот?”. Еще Дания занимает второе после Швеции место по популярности услуги искусственного оплодотворения. И еще даже если тебе очевидно нужна помощь, ты умираешь, замерзаешь, бьешься в конвульсиях, то пока ты явно не попросишь помощи, никто не поможет. Если ты пьешь или страдаешь — это твой выбор. Конечно, я сомневаюсь, что в Москве тебе тоже кто-то поможет, но в целом вероятность, что поинтересуются больше.

И еще в Ольборгском университете нет студенческих сообществ. Вообще. Нет клубов, групп, вечеринок. Нет единого пространства. Весь университет — это большое количество маленьких несвязанных домиков. Здесь студенты не ходят на лекции, они приходят в выделеный им кабинет, где они сидят группой по 4 - 6 человек в течение семестра, и профессора приходят к ним сами. Группы формируются на первом курсе, и чаще всего не меняются никогда. Формируются основываясь на том, кто с кем учился в школе или в детском саду. Мой сосед, датчанин, сказал, что организаций нет, потому что никому это не надо. Если кто-то занимается с детства танцами, например, то они ходят в секцию в городе.

Нуреф, аспирантка из Турции, моя коллега, учится здесь по Ерасмусу. Ей 30 лет. Она объездила и училась во многих странах, потому что ее магистр и бакалавр были тоже в рамках программы Ерасмус. Когда я приехал, она посоветовала мне идти учить датский (государство оплачивает первые 3 года обучения), потому что я не найду в мире страны лучше, и я скоро это пойму. В Дании остается 60% приезжих, и она видит во мне часть этих шестидесяти процентов. Что ж, посмотрим…

Внимание! Данный текст не гарантирует достоверность представленных фактов, так как они основаны исключительно на двухмесячном наблюдении и застольных разговорах.